🇷🇺 ГБОУ СОШ №549 🇬🇧

(с углубленным изучением английского языка)

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Одним из актуальных направлений деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации Президентской  инициативы «Наша  новая  школа»,  является формирование у обучающихся мотиваций к  осознанному нравственному  поведению, основанному на  знании  и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с  представителями других культур и мировоззрений. На достижение этой цели и было направлено введение в 4-х  классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012  года комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Согласно приказу Минобрнауки России  от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» «в рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

Введение комплексного курса  ОРКСЭ призвано содействовать более  тесному взаимодействию семьи  и школы в  вопросах воспитания  школьников, оказанию необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора, формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Нормативно-правовая основа курса:

– Конституция Российской Федерации (ст. 14, 19, 28);
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст.87);
– «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации»;
– Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. № Пр – 2009;
– Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. №373)

Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей

– основы православной культуры;
– основы исламской культуры;
– основы буддийской культуры;
– основы иудейской культуры;
– основы религиозных культур народов России;
– основы светской этики.

Все  модули курса носят не вероучительный,  а светский, культурологический характер, методика  преподавания, исходя из того, что мотив нравственного  поступка не  оценивается  в баллах, – безотметочная.

Родителям, дети которых в следующем учебном году будут изучать один из модулей комплексного курса ОРКСЭ, необходимо уяснить для самих себя:

– К какой культурно-исторической традиции они себя относят?
– Как осознают традиции своего народа?
– И хотят ли, чтобы их дети продолжили духовно-нравственную традицию своих предков?

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.

Курс рассчитан на 34 часа в год (1 урок в неделю)

Собрание родителей обучающихся 3а, 3б, 3в классов состоится 10.02.2024 в 11.30 в рамках Дня открытых дверей. На собрании выступят: Директор – Семенова Ирина Георгиевна, Заместитель директора по УР – Мошина Ирина Николаевна.

Учителя начальных классов Карасёва Татьяна Николаевна, Чернова Елена Сергеевна и Теплова Екатерина Сергеевна проведут открытые уроки для родителей обучающихся.

05.03.2024 состоятся поклассные родительские собрания по выбору модуля ОРКСЭ.

Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) 

Согласно положениям закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в основные образовательные программы могут включаться учебные дисциплины, курсы и предметы, ориентированные на изучение духовно-нравственной культуры, традициях мировых религий, нравственных и моральных принципах, а также альтернативные дисциплины и курсы, что объединяет предмет ОДНКНР. Задача этой предметной области — консолидация российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

ОДНКНР, или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — новая учебная дисциплина, которая была введена Министерством образования в школьную программу с 2015 года.

Ввиду многонациональности населения России на государственном уровне была закреплена потребность в изучении религии, культуры и традиций населяющих государство народностей. Освоение духовно-нравственной культуры — предметной области ОДНКНР — позволит учащимся: получить необходимые культурно-исторические знания; стать более толерантными, милосердными терпимыми; осознавать основные нормы морали, значение нравственности и духовных ценностей в жизни общества и семьи; прививать уважение к религиозным чувствам других, проявлять веротерпимость; развить чувство патриотизма и уважения к традициям народов России.  

ОРКСЭ и ОДНКНР

Согласно письму Минобрнауки России № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», предмет ОДНКНР (расшифровка «Основы духовно-нравственной культуры народов России») является логическим продолжением области изучения ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), однако с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей. Преемственность достигается за счет изучения в четвертом классе предметной области ОРКСЭ с переходом на изучение ОДНКНР в основной школе. Наполнение (количество часов; года обучения; дидактические единицы содержания и др.), а также конкретные организационные формы реализации образовательной области ОДНКНР признаются компетенцией регионов и школ. 

Предметная область ОДНКНР призвана помочь ученикам осознать значение религии и нравственности в жизни человека и общества, однако не приобщает детей ни к одной религиозной практике, не подразумевает изучение ритуалов или молитв ни одной из конфессий. 

Задачи ОДНКНР

Перед предметной областью стоят следующие задачи: формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд). развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры). развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).

В процессе реализации поставленных задач дети не только узнают, что это за предмет ОДНКНР, но и начинают проявлять интерес к истории многонационального российского народа, более толерантно и уважительно относиться к окружающим, проявлять чувство гражданской идентичности и патриотизма.

Структурно-содержательные компоненты области

На сегодняшний день для эффективного духовно-нравственного образования, мало разъяснения, что такое ОДНКНР, важны следующие структурно-содержательные компоненты: 

Целевой компонент. Управление духовно-нравственным образованием школьников включает постановку цели и поэтапное целеполагание в образовательном процессе школы: отбор базовых ценностей (человек, Родина, труд, искусство, наука, религия, природа), развитие у детей нравственности на нормах духовной культуры и базовых ценностях, развитие духовности школьников.

Субъектно-деятельностный компонент. Управление духовно-нравственным образованием рассматривается как систему открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса для создания оптимальных условий духовно-нравственного образования школьников: администрации школы, учителей, классных руководителей и воспитателей, прошедших специальную подготовку для решения этой социально-педагогической задачи, родителей с высоким уровнем духовной культуры и положительным опытом духовного семейного воспитания, органов детского самоуправления и представителей благотворительных духовных организаций.

Содержательный компонент. Данный компонент предусматривает формирование у учащихся 1–4-х классов следующих качеств и ценностей: доброта, совесть, скромность, любовь к Родине, доверие и уважение к людям любой национальности, любовь к близким, забота о старших и младших, семейное благополучие, здоровье родных, трудолюбие, понимание красоты искусства, знания и учение в школе, понимание красоты природы, бережное отношение к животным и природе. У учащихся 5–11-х классов формируется нравственное отношение к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам, самопознанию, самоанализу и самосовершенствованию.

Процессуальный компонент. Данный компонент предусматривает комплексное использование всех доступных методов, форм и средств управления духовно-нравственным образованием на уроках ОДНКНР, что это допустимо ФГОС. Для реализации содержания духовно-нравственного компонента образования наиболее эффективными, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, являются методы: беседа, дискуссия, убеждение, пример, организация и анализ воспитательных ситуаций; формы: посещение выставок художников, занимающихся иконописью, экскурсии к православным святыням, проведение православных праздников. Основными средствами формирования у детей духовной этики выступают: духовно-познавательная деятельность, оказание посильной помощи пожилым людям, участие детей старшего возраста в общественной благотворительной работе, организация посильной трудовой деятельности и досуга школьников.

Результативный компонент. Результатом духовно-нравственной образованности школьников являются сформированные у них духовно-нравственные ценности и качества, проявляющиеся в нравственных поступках и ценностных отношениях: к людям, живой природе, духовным и материальным ценностям. 

Степень сформированности этих качеств после изучения предмета в школе ОДНКНР оцениваем с помощью следующих критериев: 

ценностно-смысловой (сформированность представления о духовных ценностях и их содержании);

ценностно-мотивационный (сформированность нравственного отношения к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам);

регулятивный (сформированность способности и потребности к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию);

нормативно-правовой (сформированность нравственного поведения в обществе). 

Относительно реализации предметной области ОДНКНР расшифровка дается в тексте приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС», где указано, что изучение основ духовно-нравственного развития должно быть обязательной частью учебных планов школы.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65332-qqq-17-m11-odnknr-v-shkolnoy-programme

Май

Июнь 2024

Июль
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
События для Июнь

1

События отсутствуют
События для Июнь

2

События отсутствуют
3
4
5
6
7
8
9
События для Июнь

3

События отсутствуют
События для Июнь

4

События отсутствуют
События для Июнь

5

События отсутствуют
События для Июнь

6

События отсутствуют
События для Июнь

7

События отсутствуют
События для Июнь

8

События отсутствуют
События для Июнь

9

События отсутствуют
10
11
12
13
14
15
16
События для Июнь

10

События отсутствуют
События для Июнь

11

События отсутствуют
События для Июнь

12

События отсутствуют
События для Июнь

13

События отсутствуют
События для Июнь

14

События отсутствуют
События для Июнь

15

События отсутствуют
События для Июнь

16

События отсутствуют
17
18
19
20
21
22
23
События для Июнь

17

События отсутствуют
События для Июнь

18

События отсутствуют
События для Июнь

19

События отсутствуют
События для Июнь

20

События отсутствуют
События для Июнь

21

События отсутствуют
События для Июнь

22

События отсутствуют
События для Июнь

23

События отсутствуют
24
25
26
27
28
29
30
События для Июнь

24

События отсутствуют
События для Июнь

25

События отсутствуют
События для Июнь

26

События отсутствуют
События для Июнь

27

События отсутствуют
События для Июнь

28

События отсутствуют
События для Июнь

29

События отсутствуют
События для Июнь

30

События отсутствуют
1
2
3
4
5
6
7

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять